благотворительный фонд
Мурманский Спасо-Преображенский
морской кафедральный собор

Историческая справка

Датой основания города Мурманска принято считать день, когда состоялся торжественный обряд закладки собора в центре будущего города 21 сентября (4 октября по н.ст.) 1916 года. Предполагалось строительство величественного каменного храма. 30 января 1917 года специальный государственный орган - Особое Междуведомственное Совещание по устроению и развитию Русского Севера - утвердил решение о строительстве на Мурмане, в будущем городе-порте собора на тысячу молящихся. Идею поддержал император Николай II, собственноручно начертавший на соответствующем докладе Совещания: «Вполне сочувствую этой мысли…».

Стоит отметить, что задолго до основания города Романов-на-Мурмане пристальное внимание уделяли правители России развитию Кольского Севера, настаивая на широком освоении этой северной окраины империи. Царское правительство хорошо понимало, что если на европейском Севере не будет многочисленного русского населения, то сюда придут другие народы.  Ещё в 1893 году главный морской штаб России получил от императора Александра III указание: «Для защиты российских территориальных вод от вторжения иностранцев посылать к берегам Мурмана военные корабли». А в 1894 году министр финансов С.Ю. Витте после своего посещения Кольского полуострова пишет императору докладную записку о необходимости срочного строительства надёжного русского порта в Кольском заливе и проведении к нему железной дороги.  В 1899 году в Екатерининской гавани был открыт новый порт Александровск, названный в память об императоре Александре III – миротворце. В июне 1902 года Государь Николай II выразил твердую волю продолжить железную дорогу Петербург-Петрозаводск далее на север, до Баренцева моря, чтобы завершить «великий путь России от океана к океану – от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана».
Первые причалы нового порта на Кольском заливе начинают вырастать осенью 1914 года. 1 августа Германия объявила войну России, и порт необходим для принятия кораблей союзников – Англии, Франции, Америки. В это же время для защиты от внешних врагов формируется флотилия Северного Ледовитого океана – в нее, кстати, входил легендарный крейсер «Варяг» и другие военные корабли.

В 1915 году император Николай II выделил 330 млн. царских рублей на строительство Мурманской железной дороги. То, что эта огромная сумма была изыскана в тяжёлое для России время Первой мировой войны, говорит о большом значении и важности как дороги, так и Мурманского порта. Строительство «Мурманки» (так тогда называли Мурманскую железную дорогу) стало примером мужества, стойкости, самоотверженного труда в тяжёлых условиях крайнего Севера, и по сей день не имеет аналогов в мировом железнодорожном строительстве. Тысяча километров пути было построено за один год и шесть месяцев. И это в безлюдной местности, в отсутствии баз снабжения – на участке от Петрозаводска до Кольского залива не было ни одного населённого пункта. Стоит помнить, что в это время Россия вела тяжёлые бои на фронтах Первой мировой войны. На строительстве  было задействовано более 170 тысяч человек.  30 октября 1915 г. газета «Таймс» по этому поводу писала: «Встречались бесконечные трудности, которые не в состоянии изменить ни знания, ни человеческая энергия. Преодолевая их, по колено в воде или болотной грязи, среди камней и корней деревьев русские рабочие и инженеры одновременно с двух концов прокладывают дорогу. Когда всё будет закончено, когда на берегу Ледовитого океана засвистит наконец первый паровоз, Россия будет вправе заявить, что ею ещё раз выполнена титаническая работа; тогда в полной мере оценят железную волю, знания и неутомимую энергию строителей дороги». Один из участников строительства Б. В. Сабанин подчёркивал: «Работа выполнена гигантская, и Россия вправе перед всем миром гордиться своим трудом».

В далеком 1916 году, когда Россия вела тяжёлые бои с Германией, в торжественной обстановке состоялась церемония основания нового города и порта - закладка кафедрального собора. В ней приняли участие министр путей сообщения Трепов А.Ф., морской министр Григорович И.К., а также депутаты Государственной думы. Величественный храм-памятник должен был символизировать завершение грандиозной работы по строительству Мурманской железной дороги и запечатлеть подвиг всех погибших в Первую мировую войну, а также всех оборонявших Кольский Север от неприятеля на протяжении многовековой истории. Храм рассматривался как «памятник, венец и завершение гигантского труда, какой, - по словам владыки Нафанаила,- верноподданные по долгу и за совесть вложили и вкладывают в великое строительство» Севера. Управлением Мурманской дороги был разработан план застройки города, что не было типичным для строительства российских городов. Романов-на-Мурмане планировался как город с прямыми и широкими улицами-проспектами, по петербуржскому типу. Вот почему центр Мурманска так напоминает Санкт-Петербург. Улицы города должны были носить имена членов царской семьи. Последующие события не позволили реализовать задуманное. После февральской революции 1917 г. город и станцию переименовали в Мурманск, а кафедральный собор, с закладки которого начинался город, так и не был построен.

Однако идея о необходимости такого храма не умерла, возродившись почти через столетие в виде проекта строительства Спасо-Преображенского морского кафедрального собора. Именование собора – Спасо-Преображенский – связано с библейским событием Преображения Господня на горе Фавор в Палестине. Возвышение, на котором будет расположен собор, можно назвать горой Преображения, призванной преобразить человека, направить его ум и сердце к высшим духовным ценностям. Собор, безусловно, преобразит наш город и край, украсит их и станет новой культурной достопримечательностью. Спасо-Преображенский морской кафедральный собор станет новой вехой морской славы России и продолжит славные традиции российского флота. Проектом в соборе запланирован «Зал морской славы», который расположится в цокольном этаже. Таким образом, собор станет хранителем  военных реликвий и имен всех погибших как в войнах, так и в мирное время моряков. Будет справедливым увековечить и память строителей железной дороги: важно сохранить как имена участников этого грандиозного строительства, так и историю их трудового подвига. Мы не должны забывать людей, благодаря самоотверженному труду которых появился наш город.

В 1995 году начинает свое служение Мурманская и Мончегорская епархия. Идея восстановления исторической и человеческой справедливости – строительства в Мурманске кафедрального собора - получает новый импульс. Архиепископом Мурманским и Мончегорским Симоном в конце 1990-х годов освящено место строительства собора. 3 октября 2002 года открыт для прихожан морской храм «Спас-на-Водах» как часть будущего соборного комплекса. С храмом этим связана  промыслительная история. Дело в том, что у нашего морского храма «Спас-на-Водах» был предшественник. В 1911 году в Санкт-Петербурге был построен храм «Спас-на-Водах» в память о пяти тысячах моряков, погибших в Цусимском сражении. Белокаменный храм находился в конце Английской набережной. Со временем храм стал памятником всем военным морякам, погибшим в море за Россию. С приходом к власти большевиков храм неоднократно закрывали, запрещали служить в нём, а в 1932 году церковь была взорвана. Спустя 70 лет Божьим Промыслом храм «Спас-на-Водах» возродился в Мурманске, базе стратегических военно-морских сил России.

По благословению Архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона в декабре 2011 года создан благотворительный фонд «Мурманский Спасо-Преображенский морской кафедральный собор». Главная задача фонда – обеспечение финансирования строительства в столице Заполярья морского кафедрального собора. За два с половиной года работы сделано немало: получены электрические мощности для собора, активно идет работа по формированию и оформлению земельного участка под строительство, налажено сотрудничество с органами городской и областной власти. Не будет преувеличением сказать, что в России мало примеров строительства храмов путем создания благотворительных фондов, деятельность которых открыта и прозрачна. В своей повседневной работе фонд окружён вниманием и заботой правящего архиерея Мурманской и Мончегорской епархии митрополита Симона. Без чуткого руководства Владыки Симона работа по подготовке строительства собора не была бы  на том уровне, которого удалось достичь на сегодняшний день.

Мурманск является стратегической столицей российской Арктики, западными воротами Северного морского пути.  Так исторически сложилось, что Кольское Заполярье и берега Мурмана всегда имели стратегическое значение  для России. Вот и сейчас растет понимание необходимости укрепления Русского Севера. Принята Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации, Мурманская область целиком вошла в неё, ведётся переоснащение Северного флота и других воинских подразделений. Однако, существенное обновление и развитие должны происходить и в сердцах, душах людей, живущих и служащих здесь. Без духовного укрепления невозможно достичь полноты поставленных целей. Мурманская и Мончегорская епархия уже почти 20 лет несёт своё служение - духовно  окормляет прихожан и жителей края. Развивается институт военного и флотского духовенства. Построены  храмы и церкви во многих городах и посёлках Мурманской области, растёт число прихожан. Возникла насущная потребность в воздвижении главного православного храма нашего края.

Названный Романов-на-Мурмане, наш город должен был прославить в веках династию русских царей Романовых. Но случилось так, что Романов-на-Мурмане стал последним городом, основанным в царской России. Сегодня нет в названии города имени его основателя, но растёт интерес к истории города и Кольского края. Приближается 100-летний юбилей Мурманска. На нас ответственность за восстановление исторической и человеческой  справедливости. Необходимо замкнуть связь времен, исполнить благословение последнего из Российских самодержцев Николая II на строительство кафедрального собора в Романове-на-Мурмане. Пришло время построить собор, день закладки которого мы празднуем как день рождения нашего города. Пришло время отдать дань памяти защитникам и труженикам нашего края, сохранить их имена для потомков. Из Заключительного слова к Концепции Спасо-Преображенского морского кафедрального собора митрополита Мурманского и Мончегорского Симона: «Подлинным благом будет для всех, если это строительство произойдёт сейчас, в наше время, если мы не станем оставлять и перекладывать сей долг на плечи наших потомков – детей, внуков, правнуков. Как важно сделать и оставить для них хоть одно что-то потребное и спасительное для жизни, надёжное, красивое и достопамятное – дать растущему живому городу сердце, состоящее из маленьких частичек наших человеческих сердец! Как значимо, как славно в 100-летний юбилей украсить любимый город подлинной «Святая Святых!».

Ваше мнение

Поддерживаете ли Вы идею строительства Мурманского Спасо-Преображенского морского кафедрального собора?

Считаете ли Вы для себя возможным принять участие в строительстве Собора и внести благотворительный взнос на строительство?

Хотите увидеть свое имя здесь? Напишите нам
наверх ↑
Контакты
ИНН 5190995488
КПП 519001001
ОГРН 1115100000872

Некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Мурманский Спасо-Преображенский морской кафедральный собор».

Официальное сокращенное наименование «БФ «ММКС».


Реквизиты фонда
Обратная связь
Ваше имя
Как с Вами связаться
Текст сообщения
Для корркетного отображения сайта включите JavaScript!
Для корркетного отображения сайта обновите браузер: