благотворительный фонд
Мурманский Спасо-Преображенский
морской кафедральный собор

Владыка Симон: Будем беречь и хранить православие

Владыка Симон: Будем беречь и хранить православие

Первое воскресенье Великого поста называется «неделей Торжества Православия». Церковь вспоминает и празднует победу над разными ересями, посягавшими на учение о Богочеловечестве Иисуса Христа, то есть на самую суть евангельского откровения. К числу еретических учений относится и иконоборчество, длившееся более ста лет и окончательно побеждённое Церковью только в IX веке. Иконоборцы, запретив изображать Богочеловека Христа, фактически отказались от веры в реальность Боговоплощения.

Проповедниками еретических учений были выдающиеся богословы и иерархи, имевшие большой авторитет и поддерживаемые государственной властью – императорами Византии. Победа Церкви над ересями, расколами, гонениями - чудо, говорящее нам о том, что только истина могла выстоять в этой борьбе, когда сила была на стороне заблуждавшихся. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В нём утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Служба первого воскресения поста по-настоящему торжественная. В храме вспоминаются и благословляются как иконопочитатели, так и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцы.

Обращаясь к многочисленным собравшимся в Свято-Никольском соборе с архипастырским словом, Владыка Симон предлагает поразмышлять: а что мы сегодня торжествуем? Православие сейчас переживает не лучшие времена. Такого гонения, как в прошлом веке, нет, но нет и такой открытости, всеобщности, как, например, после сошествия Святого Духа на апостолов в Иерусалиме. Вот это была Пасха, настоящее Торжество Торжеств. Люди тогда жили в ожидании грядущего Христа, Он придёт, и будет другая жизнь – Царство Небесное. Даже приветствовали люди друг друга, говоря: «Маранафа!», что значит «Господь Грядёт!».

Конечно, вера живёт, она распространилась за прошедшие века. Но сейчас мы говорим, что православие угасает. Хорошо, что мы это замечаем и переживаем. Почему это происходит? Наша ущербность, наша греховность препятствуют утверждению православной, христианской жизни во всей её полноте. Вера будет по-настоящему торжествовать, процветать и распространяться тогда, когда и мы будем жить этой верой. Христос пришёл в мир ради нашего спасения.  Но многие ли из нас, из числа православных по названию, решившихся следовать за Христом, живём во всей полноте веры, способствуем ли её распространению? Ведь это заповедано нам самим Христом. А мы сейчас ограничиваемся только словесным вещанием, но мало подтверждаем слова делами, а значит, не живём верой. Нас, православных, часто упрекают, и священников, и архиереев, и всех: говорите красиво, понятно, но не живёте так, как говорите. Это наш изъян. Мы, и священники, и простые верующие, недостойно являем Церковь Христову, Церковь, Глава которой – сам Христос. Мы вносим соблазн в сердца других людей, например, неверующих. И способствуем тому, что они обращаются к Богу не путём Христа, а ищут окольные пути. А так возникают всевозможные ереси и расколы.

Говоря о воцерковлении, Владыка посетовал, что сейчас оно зачастую сводится к заучиванию молитв и катехизации, то есть к некому «ликбезу». Но есть что-то другое, таинственное, что определяет момент духовности в человеке. В сегодняшнем евангельском чтении звучали слова «о малых сих». Господь говорит: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне». Но это нельзя понимать так, что мы должны позволять детям всё. Нет, речь идёт о детскости: «Будьте как дети». Владыка предложил нам вспомнить это удивительное состояние, которое наверняка у каждого в детстве случалось: вот ребёнок уединился и как будто сам с собой играет, но взрослые понимают - он не один, он с кем-то, кого мы не видим. И ребёнок в этой игре живёт, он по-настоящему счастлив. Или он, убежав в лес или поле, свободен, разговаривает с птицами и насекомыми, любуется цветами, живёт в свободе и гармонии с миром, который явил ему Господь. Повзрослев, такое состояние мы можем снова пережить, например, после принятия Святых Христовых Тайн, по-настоящему очистив душу на исповеди, во время искренней молитвы, или во сне оно может вернуться к нам. Это состояние – самое дорогое у каждого человека, это подлинное состояние духовности, когда человек с Богом, и живёт в Боге, живёт тем, что Господь для него создал. В этот момент человек всех любит, всем прощает.  Это счастье, воистину рай на земле.

Всё-таки Господь открывается нам, и Владыка призвал всех помнить и хранить в душе такие состояния. А православие для нас – сама жизнь, лучшее, что в ней есть, и стремясь к нему, как к правильному прославлению Бога, мы торжествуем по-настоящему. Ещё раз поздравляя прихожан с праздником, митрополит Симон призвал беречь и хранить православие.

 

наверх ↑
Контакты
ИНН 5190995488
КПП 519001001
ОГРН 1115100000872

Некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Мурманский Спасо-Преображенский морской кафедральный собор».

Официальное сокращенное наименование «БФ «ММКС».


Реквизиты фонда
Обратная связь
Ваше имя
Как с Вами связаться
Текст сообщения
Для корректного отображения сайта включите JavaScript!
Для корркетного отображения сайта обновите браузер: